Искусство быть рядом
Поэзия, музыка, живопись, кинематограф, фотография — все то, что ассоциативно возникает, когда произносится слово «искусство». Но не ограничиваем ли мы этими категориями всю его прекрасную и созидательную силу? Иногда, категоризируя, мы забываем о чем-то о самом главном, что заложено в нем.
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Искусство быть рядом» (16 марта — 10 мая; выставка является продолжением выставочного и образовательного инклюзивного проекта «Искусство быть», инициированного в 2018 году ГЦСИ и благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим»). 14 произведений искусства, с которыми можно взаимодействовать без каких-либо ограничений. К работам можно прикасаться, ведь касание — это тоже искусство. Работы представляют из себя, как визуальные объекты, так и звуковые инсталляции, потому что звук — это искусство. Посмотреть работы можно в диалоге с арт-медиатором, потому что диалог — это искусство. В основе такого подхода лежит абсолютная коммуникация всех тех, кто оказывается в выставочном пространстве. Создатели проекта фокусируют свое внимание на том, что они «работают с теми, кто готов думать о зрителе».
Первыми посетителями выставки стали подопечные благотворительного фонда «Гольфстрим». Находясь на выставке, они одновременно пребывали и в лаборатории нового общества: более открытого, изящного, умеющего принимать и любить. Такая лаборатория «разговаривает» на современном языке через современное искусство о современных проблемах, моделируя современного человека и находясь с ним в резонансе. Она же является и определенным вызовом для художников: им необходимо было не только создать художественный объект, но и подумать о ближнем, о каждом посетителе инклюзивной выставки и адаптироваться к его потребностям.
— Нам кажется, что мы, обучая людей новым техникам, прививаем новый взгляд на то, как должен существовать выставочный объект или музей. Художники — это наши «агенты», которые с нами поработали, а в дальнейшем смогут диктовать условия экспонирования: «Я хочу, чтобы моя работа сопровождалась тифлокомментарием, комментарием на жестовом языке или «easy to read».
Надежда Гура, куратор проекта
Разделив искусство на категории, мы продолжаем его расщеплять, обращаясь к такому термину, как «современное искусство». Некоторые явления постмодернизма породили вирус «сложности» в восприятии современного искусства. Мы включаем рациональное в попытках понять увиденное и отдаляем его от себя. Такие же выставки не говорят о «простоте», но вырабатывают антитела к недоступности современного искусства. Они превращают музей в пространство с уникальным климатом, в место проживания эстетического опыта. В.Б. Шкловский в статье «Искусство как прием» назвал целью искусства — «дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание». Этот прием необходим там, где начинается автоматическое воспроизводство (он полагал, что автоматизм предметов и действий жизни преодолевается искусством). Выставка «Искусство быть рядом», акцентируя роль зрителя, провоцирует к познанию именно через это ощущение.
— Опыт работы по созданию инклюзивного проекта свидетельствует: даже решая сугубо прикладные задачи, мы обращаемся к важнейшим проблемам эстетики и теории искусства. Инклюзивные инициативы — чрезвычайно перспективный вектор развития для современного музея, так как заставляют пересматривать покрытый пылью договор о неприкосновенности искусства и пассивной роли зрителя.
Надежда Гура, куратор проекта
Зритель, приходя в музей, где стерты рамки между ним и художественным объектом, где не осталось вопросов, связанных с недоступностью среды, включается в процесс сотворчества. Разрушая границы, связанные с искусством, мы можем дать максимально раскрыться его главной функции — исцелению. В этом же главная ценность и ресурсность выставки — акцент на реабилитирующем и социализирующем эффекте искусства, а ее задачей становится предоставление доступа каждому заинтересовавшемуся. Каждый посетитель выставки становится участником диалога, который создается огромным количеством языков. Сначала такие языки могут показаться сложными и иностранными, но когда все вокруг начинают на них общаться, то постепенно можно начать их понимать, а позже — активно на них разговаривать. На этих языках художники беседуют с каждым гостем. А музей, в котором происходит такой диалог, становится пространством, где искусство, культура, образование гармонично интегрируют человека в общество.
Репортаж Лидии Котовой
- Поделиться с друзьями
- Поделиться
- Поделиться
- Твитнуть
- Поделиться