Фонд "Жизнь с ДЦП" - издатель журнала
+7 (964) 631-48-29
+7 (903) 960-50-69
+7 (964) 631-48-29
+7 (903) 960-50-69

Любовь Тихомирова: «Я благодарна судьбе, что мой путь сложился именно так!»

16 февраля 2025

Бертоллучи и не снилось,

Как во мне бурлит волна,

Словно взрывом между строчек

Исчезает тишина.

Ворошило штормом косы,

И колени все в крови…

Это были танцы с морем

Вероятно, по любви!

(прим. ред. — орфография и пунктуация автора сохранены)

Вы сами пишете стихи?

Да, немногим это известно, но мои друзья и подписчики в соцсетях знают и читают мои стихотворные опусы. Я не успела выпустить книгу, но в целом, да, я пишу очень много — стихи и прозу, и дай Бог, чтобы это все получилось опубликовать.

На днях Вам исполнилось сорок пять, поздравляем с праздником!

Это прекрасный возраст. Я вообще тот человек, для которого каждый возраст лучший. Ведь если мы будем грустить и ставить другие годы на пьедестал памяти, то тогда про что мы дальше живем? Поэтому давайте идти дальше и ловить каждый возраст как новое счастье, и искать, что в нем хорошего и прекрасного. Так что в моем «сегодня» много больших плюсов.

Вы рассылали своим друзьям приглашения в стихах?

Да, было дело. Сейчас очень модно делать рассылки электронные, а хотелось как-то в моем духе — в духе стихов, друзья все это знают:

Зрелость, спелость, осень года,

После лета — благодать,

Бабы вышли на природу,

Люба — ягодка опять.

Это же здорово начинать свой год с каких-то новых проектов, новых историй, наверняка появилось что-то новое — поделитесь.

Большим событием 2024 года стало открытие нашей сцены. Я являюсь худруком детского театра-студии «Душевный», и в прошедшем году мы наконец-то открыли именно свою сцену и стали настоящим театром. Это репертуарный маленький театр, он находится в районе Ясенево, в Москве, у нас есть своя публика и свой зритель. Это хороший свет, красивые кулисы и прекрасный звук, замечательная уютная площадка. Мы открыли свой первый репертуар в этом году, добро пожаловать!

И сколько уже спектаклей в репертуаре?

Пять спектаклей. И не будем останавливаться на достигнутом, потому что я приняла волевое решение: мы должны в первый год вбросить максимальное количество спектаклей в репертуар, чтобы зрители, которые приходят к нам впервые, могли спросить: «А что у вас есть еще?» Если у нас будет нечего предложить, мы теряем зрителя, а он нам уже друг, поэтому надо сказать: «У нас есть это и вот это». Начиная с сентября, мы с ребятами поставили в репертуар уже пять замечательных спектаклей, еще три выпустим точно, то есть всего восемь. Это хороший стартап.

У нас огромный творческий потенциал, у нас замечательные дети, которых мы вырастили, у нас есть прекрасные взрослые. Я считаю, что мы один из лучших детских театров Москвы.

Получается, Вы занимаетесь не только театральными постановками, но и обучаете этих детей? Как это все происходит?

В жизни наступает такой период, когда тебе необходимо передавать свой опыт, делиться. Тогда ты чувствуешь себя гармонично и полноценно. И вот восемь лет назад мы образовали свою театр-студию в Ясенево, а сейчас у нас уже четыре филиала в Москве, 190 человек — детей и взрослых, хороший штат педагогов, режиссеры… Так что сейчас мы уже замечательный детский театр.

Я преподаю актерское мастерство и сценическую речь, на мне еще художественное руководство, я должна следить за теми продуктами, которые мы выпускаем, все решения принимаются совместно. Нам надо понимать, какая у нас целевая аудитория: мы хотим, чтобы пришли посмотреть маленькие детки, школьники средней и старшей школы. Поэтому нам важно, чтобы у нас была и школьная программа, и новый авангард, креатив и поэтические вечера. Максимально разнообразить наш репертуар — это основная задача.

Прийти заниматься в студию-театр может любой ребенок, пройдя некий конкурс?

Я считаю, в этом наша победа: в отличие от многих мы не отбираем детей, а берем любых. И первая задача нашей студии — развивать творческий потенциал каждого ребенка, так он получает прекрасный толчок во взрослую жизнь. Мы не растим профессиональных артистов, мы растим хорошего зрителя. Люди, которые получают хорошее творческое образование, могут прийти в театр, понять и оценить, о чем спектакль, что-то обсудить. А уж если кто-то из детей будет талантлив и склонен к актерской профессии, а профессия эта совершенно не простая, тогда, естественно, мы поможем — подготовим к поступлению в лучшие театральные вузы Москвы. Наши ребята сейчас уже студенты, а кто-то уже окончил вуз. Мы идем правильным путем!

А дети действительно приходят любые, они являются труппой нашего театра, они и есть артисты.

У вас уже есть выпускники, которые продолжают эту творческую историю в своей жизни и становятся профессиональными артистами?

Самое интересное, что они возвращаются к нам: наша актриса в этом году окончила ГИТИС и пришла к нам в качестве педагога. Мы растим из своих ребят профессионалов! Например, ребята, которые находятся в старшей группе, уже овладели профессией звукорежиссера, режиссера по свету. Мы их обучаем, и ребята выходят на сцену осознанно, работают.

У вас не театр, а целая школа!

Но согласитесь: чтобы работать в театре, нужно понимать его структуру изнутри и быть артистом.

Получается, Вы даете знания не только с точки зрения профессионального артиста, но еще и делитесь нюансами и деталями театральной жизни. Вы сами росли в театре?

Нет, мои родители не были артистами, но моя жизнь с детства плотно была связана с творчеством: танцевальные ансамбли, киношкола при Ленфильме, театральный лицей… То есть в профессии я намного дольше, чем официальный стаж, начавшийся после моего выпуска из института. Причем заведения, в которых я училась, были мегапрофессиональными. И я благодарна судьбе, что мой путь сложился именно так!

фото 0

Вы осознанно выбрали профессию артиста еще со школы?

Осознанно. Еще будучи маленьким ребенком дома, я ставила кукольный театр: когда приходили гости, я натягивала одеяло между двух стульев, ставила виниловую пластинку, пряталась и показывала спектакль.

У Вас были куклы специальные? И так рано проявилась режиссерская жилка, и Вы ее начали активно развивать?

Я их не шила, конечно, но те игрушки, которые у меня были, становились героями моих спектаклей. Неотъемлемая часть всех семейных застолий: садимся все и смотрим спектакль, который приготовила Люба!

В 5-7 классе я собрала «могучую кучку» в классе и режиссировала все самодеятельные постановки. Получалось так хорошо, что нас возили выступать в детские учреждения.

Вы в школе уже делали готовые программы и гастролировали?

Я однажды посмотрела спектакль со взрослыми, он мне понравился так, что я запомнила его наизусть! Потом я его поставила в школе и написала свою первую режиссерскую экспликацию. Это своя сценарная версия спектакля, купюра пьесы на свой лад. Зеленая тетрадка со сценарием была отработана и убрана на антресоли. Мама нашла ее случайно спустя 30 лет, и я поняла, что сегодня сделала бы все точно так же! Я взяла эту тетрадку и поставила спектакль. Он идет с успехом, это наш любимый спектакль!

Так вот в чем секрет! Если у кого-то завалялись тетради с детства, нужно их срочно доставать! Там рецепты успешных проектов!

В этом есть смысл. Действительно бывают неожиданные и новые мысли. Надо не забывать свои корни, сохранять свои традиции, я это очень чту!

А есть ли семейные традиции? Посиделки на Новый год?

Мы, как ленинградцы, всегда собирались на 9 мая. Это была большая семья — тети, дяди, братья, сестры. Сейчас уже никого не осталось, к сожалению. Я прилетала из Москвы из института на 9 мая! Ушли бабушки, а вместе с ними традиции. Я вижу традицию не в застольях, а в общении! Чтобы встретиться, обменяться энергией на разных уровнях общения.

Почему Вы не выкладываете стихи и скрываете свои таланты? Вам нужно издать книгу!

Мне нужен продюсер, маркетолог — человек, который занялся бы мной в этом направлении. Творческая личность не может сама себя продавать! У меня насыщенный график, все расписано до весны 2026 года.

Какой Ваш любимый спектакль? Любимая роль?

Думаю, мюзикл «Хищники», который мы выпустили несколько лет назад. Он не похож ни на что, это моя точка роста.

То есть Вы хотите сказать, что не только пишете стихи, но еще и поете?

Мне пришлось, меня заставили. Я никогда не была в рейтинге поющих актрис, была в танцующих. Зрители меня помнят по сериалу «Молодожены», программе «Слава Богу, ты пришел» как комедийную актрису. Но даже в танцах я особо не проявилась в кино. Было несколько сериалов. Я больше работала хореографом в кинематографических проектах, что было также интересно.

Я теперь хочу сходить к Вам на мюзикл!

С мюзиклами удивительная история. В моем театральном лицее в Петербурге мой наставник, режиссер Валерий Владимиров, решил поставить чеховскую «Драму на охоте». Сделал интересный сценарий и попросил меня выступить сопродюсером, попробовать подобрать актеров, организовать репетиции. А мне предложил роль цыганки, поскольку знал, что я танцую, и сказал, что петь я не буду. И я с удовольствием включилась.

Ничто не предвещало беды, мне дали роль, я танцевала, и вдруг мне сказали: «Здесь нужно немного спеть, ты же роль цыганки исполняешь». Я ответила: «Мы так не договаривались!» Мой замечательный партнер Ваня Ожогин, звезда мюзиклов, сказал, что мы будем петь в унисон, и если надо, то он меня поддержит.

На самом деле у нас был чудесный музыкальный руководитель, который сделал супераранжировки русских романсов под современное звучание в моем вокальном диапазоне, речитативную историю на низах, без фальцетов, и все зазвучало так здорово, современно и остро. И я начала заниматься, но знала, что есть партнер, и он то споет там, где надо, меня вытянет.

И как Вам этот опыт?

Сейчас открою страшную тайну: я попросила сделать мне фонограмму «под плюс». Я пою, как могу, в студии мне дотягивают верхние нотки, а на время мюзикла все это включают, и я талантливо открываю рот, попадая в артикуляцию, либо пою «дублем» сверху, но меня поддерживает моя фонограмма. Я не хотела портить живой вокал артистов своим несовершенным вокалом. И первые два спектакля я действительно открывала рот, и мне было стыдно. Моя партия была после зажигательного цыганского танца.

Второй состав был с Димой Ермаком, артистом мюзиклов. Он мне поставил ультиматум: «Будешь петь живьем или никак. Иди заниматься!» Когда поешь под фонограмму — расслабляешься. И звучание не то. Живое дыхание и прочие тонкости играют роль. Я ему очень благодарна, это был волшебный пинок, который мне был необходим! На первых спектаклях все было плачевно, потом мне объяснили, где мои сильные и слабые стороны как актрисы и исполнительницы. Я стала активно работать с педагогом по вокалу. Фонограмму убрали. И на последующих спектаклях, когда мой педагог пришла посмотреть, я пела уже совсем иначе. Настолько, что она даже спросила: «А это запись сегодня была или ты сама? Слишком уж чисто ...» Это была моя маленькая победа. Я занимаюсь уже 6 лет... Теперь для себя и для работы.

Я обожаю одну Вашу роль — в сериале «Колдовская любовь». Расскажите, как Вы ее прожили и сыграли?

Одна из моих любимых ролей. Для этого купили в заброшенной деревне нужные избы, разобрали на бревнышки и собрали заново в месте для съемок. Там потом снимались другие сериалы: «1943», «Колдовская любовь-2» и «1941-1942».

Целых 60 серий зрителя держат в напряжении, потому что непонятно, кто ведьма. Это один из первых сериалов, которые мужчины смотрели с удовольствием. Моя героиня стала народной любимицей с косой и с козой, у меня была коса до пояса.

Я смотрела оба сериала — и « Колдовская любовь», и « Ведьма», поэтому могу их путать! Но и в той, и в другой роли Вы прекрасны!

Мне нравится пострадать! В сериале «Ведьма» была самая яркая отрицательная роль в моей жизни. Ее написали под меня: я сыграла злодейку Розу. Тогда я была еще кормящая мать, постоянно убегала в перерывах кормить ребенка. Кастинга не было, я приезжала сразу на съемки. Как нас учили в институте: не бывает злых людей изначально. Все становятся такими вследствие определенного ряда событий, и моя героиня — не исключение. Ее ярость — это некая самозащита от мира и событий вокруг. Поэтому всегда ищите, где этот персонаж добрый, где его боль. А про колдовство у нас очень любят!

В сериале «Колдовская любовь» я такая Лизка с козой. Мой партнер Леша Шевченков играл участкового. А еще у меня в партнершах была коза, и вот сцена: я в сарае плачу, муж гуляет, и коза ко мне подошла, уткнулась в колено своей бодалкой — оказалась очень умная.

Мне нравится пострадать! В сериале «Ведьма» была самая яркая отрицательная роль в моей жизни. Ее написали под меня: я сыграла злодейку Розу. Как нас учили в институте: не бывает злых людей изначально. Все становятся такими вследствие определенного ряда событий, и моя героиня — не исключение!

Как часто приходится на такие съемки в экспедиции ездить? Все-таки актерская судьба — это не только павильон на Мосфильме.

Я бы с удовольствием сыграла сейчас где-то далеко, но все реже и реже приходится ездить. Хотя крайний проект, «Теория больших денег», мы снимали в Краснодаре. Он уже вышел в онлайн-кинотеатре. Там я опять тетя Клава. Сюжет забавный и интересный. А так мои экспедиции — это гастроли, мы исколесили всю Россию и близлежащие страны СНГ, и конца края этому не видно.

Ваш самый любимый спектакль?

Есть спектакли, которые мы категорически вывозим и категорически не вывозим. Зависит от декораций, от масштаба. Например, «Ужин с дураком» мы показываем в пределах Москвы и Санкт-Петербурга. А другие спектакли — легкие истории, антрепризы — в регионах. Обожаю Север! Там живет самый горячий зритель.

У Вас много партнеров по сцене. Кто Вам наиболее дорог, с кем Вы играли с большим удовольствием именно на театральной сцене?

У меня есть ТОП-10. Первые, конечно, киты — Константин Райкин (я под его руководством работала 8 лет), Геннадий Хазанов, 15 лет в театре также играли. Затем мои партнеры по передаче «Слава Богу, ты пришел», а потом уже мегазвезды, — Эдик Радзюкевич, Саша Олешко, Валя Рубцова, Федя и Витя Добронравовы. С Федором и в театре служим по сей день. Петр Красилов, Андрей Кайков, Мария Порошина, Алена Хмельницкая. Чудесная пара Лазарев и Немоляева играла моих родителей в сериале «Сестры». Илья Олейников — это моя любовь, он простые вещи делает гениально, например, варит пельмени в чайнике в сериале «Молодожены» так, что глаз не оторвать. Играл моего непутевого папу.

А всем известные Филипп Киркоров и Ксения Собчак вроде бы артисты другого профиля, но в условиях импровизации в «Слава Богу, ты пришел» были неподражаемы. И это я вспоминаю с восторгом.

Есть ли среди артистов тот, с кем Вы мечтаете работать и стоять на одной сцене в одном спектакле?

Мой кумир — прекрасная Мерил Стрип. Среди российских артистов очень много тех, с кем поработать за счастье. Но, кстати, не обязательно, что с артистом, который нравится, случится творческий коннект и все пойдет как по маслу. Я хочу сыграть с Евгением Князевым, ректором Щукинского училища. Мне очень нравится Даня Стеклов. У нас прекрасных артистов много!

фото 1

Как Вы считаете, может человек стать артистом без профессионального образования? Что для этого надо?

Сейчас это вообще сплошь и рядом. Блогеры уже артисты, модели и так далее. А раньше это редкость была. Мне запомнился такой эпизод из моей жизни: я училась на первом курсе, была на кастинге на рекламу, и за мной в очереди была такая же молодая Равшана Куркова. Задача была представиться, сказать, где учишься, и элегантным жестом метнуть воображаемый диск в сторону камеры. Я, уходя, смотрела, как это делает она, и было красиво. Так... не по-русски, рекламно. Это в том-то веке! Мне понравилось. Но тут она говорит, что ничего не оканчивала, но у нее есть опыт. И меня так резануло. Надо же, мы институты оканчиваем, проходим этот ад с поступлением, и на тебе, и тоже на кастинге! У меня это не умещалось тогда в голове. Кстати, Равшана снялась в той рекламе. А я — нет. Потом я следила за ее карьерой. Она молодец и уже сейчас прекрасно обучена. Глубокая и разная.

Вы как актриса говорили когда-нибудь режиссеру: «Я эту роль вижу так, а не иначе»?

Нет, артист — это пластилин, который играет видение режиссера. Сейчас уже сложнее, поскольку над режиссером стоит продюсер проекта. Режиссер превращается в эдакого технаря, а продюсер решает все.

Недавно Вы получили награду за свой фильм…

Что касается творчества: я недавно снялась совершенно бесплатно у молодой девушки-режиссера в короткометражке, там снялись звездные артисты. Вот это было про творчество, это интересно.

А мой фильм — это наш фильм с подростками, снят на родительские деньги. Мы его отправили на фестиваль «Киношаг» и очень удивились, когда нам вручили Гран-при! Мы снимали кино без времени, оно почти классическое. Чтобы снимать что-то более серьезное, надо заручиться финансовыми средствами. Одним голым творчеством сыт не будешь, надо обрести платформу.

Есть идеи?

Нет времени на идеи, к сожалению. Все идеи уходят в постановки спектаклей. Я не знала, что детская режиссура так востребована! Меня сейчас разрывают школы, где я ставлю детский спектакль и ребята переходят в наш «Душевный» театр! Например, однажды мы поставили спектакль за месяц, дети пришли к нам заниматься целым классом, и мы их взяли. Они с очень хорошим потенциалом!

Когда у Вас отпуск, семейный отдых с детьми?

Для меня отдых — это переключение смены деятельности. Я пишу стихи, прозу. На пляже могу лежать только с книжкой. Ребенок привыкает, подстраивается под мой режим. Лето мы проводим вместе, изредка беру дочь с собой на гастроли. Когда она была совсем маленькая, я брала ее в Ленинградскую область. Мы с ней были рядом, и связь матери и ребенка не прерывалась. Есть спектакль, который нас объединяет, и мы вместе снялись в одном фильме. Актриса — это чудесная профессия, а не то, что ее окружает!

Если бы Вы не стали артисткой, то какую бы выбрали профессию?

Я бы стала цирковой артисткой или педагогом, режиссером, поэтессой, экскурсоводом. А все остальное, что не получилось, я уже сыграла, только в космос не полетела.

Желаю Вам творческих успехов!

Беседовала Мила Соловьева
  • Поделиться с друзьями
  • Поделиться
  • Поделиться
  • Твитнуть
  • Поделиться

материалы по теме