Почему нужно рисовать на зеркале и как приручить дракона?
В новом номере журнала “Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения” состоялась удивительная беседа о творчестве и его целительной силе.
Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек». В этот период дети всем интересуются, жадно познают окружающий мир и, соответственно, задают взрослым множество вопросов: Как? Почему? Кто? Что? Когда? Зачем? А что, если…? И прочие. По мере взросления знания накапливаются, и вопросов становится все меньше. Но ровно до того момента, пока мы не сталкиваемся с чем-то незнакомым, но притягательным для себя. И тогда нам, как в детстве, хочется «попробовать на зуб» новые навыки, получив ответы на те или иные вопросы. И мы тянемся к тем людям, которые могут удовлетворить наше любопытство и жажду знаний.
Мне всегда было интересно гончарное мастерство. Я даже брала мастер-классы по лепке из глины. И настоящим подарком для меня стало редакционное задание – взять интервью у Марии Хробостовой. Мария – художник-педагог, керамист, журналист, математик и программист, веб-дизайнер и радиоведущая. И, что самое главное для моей собеседницы, Мария – мама Анастасии. Юной красавицы, пробующей себя в модельном бизнесе, и бронзового призера по бегу на 800 метров на Московских областных соревнованиях среди слепых. А еще Настя создает чудесные работы: лепит, рисует, учится керамике в колледже и владеет английским языком на уровне FF4.
Мы проговорили гораздо дольше, чем было запланировано изначально. Потому что Мария во многом стала проводником в тот мир, который всегда был мне интересен: мир глины, искусства, творчества. Арт-терапия и инновации в освоении космоса, сказкотерапия и особенное материнство… Столько тем было затронуто в разговоре, что материала хватило бы не на одну статью.
Кстати, вы знаете, почему полезно рисовать пальчиковыми красками на зеркале? Я, например, до разговора с Марией не знала. Более того, считала это занятие баловством. Оказалось, что это одна из действенных методик при расстройствах аутистического спектра.
А почему врачи боятся что-то говорить родителям и крайне неохотно дают какие-либо прогнозы в развитии особенного ребенка? Что такое «коридор диагноза»? Об этом вы тоже сможете прочитать в нашем 2(58) номере журнала «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения».
Уверена, что многим будет интересно узнать возраст гончарного круга и сферу применения керамики в окружающей нас реальности.
«Глина – самый древний материал. Только гончарному кругу, который считается новинкой, пять тысяч лет! Это, представьте себе, инновация. Но глина – это не только горшки, не только керамика, это технологии ближайшего будущего. Планируют строить дома на Марсе из глины. Печатать на 3D принтере. Создают материал, похожий на глину, чтобы использовать для строительства домов на другой планете. Облицовка космического корабля «Буран» – тоже из керамических плиток, потому что этот материал может выдерживать высокие температуры»
Но не обязательно лететь в космос, чтобы увидеть новые миры. Для начала стоит познакомиться с теми, которые мы можем создать сами – если разрешить проявиться тем талантам, которые скрыты в нас. И помогут в этом занятия арт-терапией.
Немного истории:
В 1938 году британский врач и художник Адриан Хилл лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. В свободное от процедур время Хилл рисовал окружающие его пейзажи и обнаружил, что занятия творчеством отвлекают его от тяжелых мыслей о болезни и улучшают настроение. В следующем году его пригласили преподавать рисунок и живопись уже другим пациентам Мидхерста. Среди них было много солдат, вернувшихся с войны. Занятия живописью заметно помогали снизить их психологическое напряжение, что способствовало выздоровлению. Термин «арт-терапия» Хилл придумал в 1942 году, а позже описал свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезней».
Споры вокруг этого метода не стихают до сих пор. Но то, что он действительно «работает» – сомнений нет ни у кого. Творчество поистине не знает границ и преград, чему существует множество примеров и доказательств. И не случайно восстановление исцеляющим творчеством широко применяется в работе с особенными детьми.
“«Нашим детям очень важно, что у них получается. Пусть они не все умеют хорошо разговаривать или бегать, как другие дети, но зато – могут рисовать, создать что-то. Вот, например, чашка, из которой можно пить. Сделать что-то своими руками – для них ценно. И пусть сначала многие из них делают что-то с нашей помощью. Но важно сохранить их взгляд, их задумку. Кстати, их взгляд – совершенно нестандартный. Когда рисуют особенные дети – работает компенсация. И то, чего им не хватает, они выражают в рисунке, намного ярче, намного талантливее и интереснее, чем дети, у которых все в порядке. Наши дети рисуют обнаженными нервами… они как будто без кожи» — Мария Хробостова.
Алена Иванина-Кучерова
Прочитать полностью интервью можно в журнале «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», подписавшись на печатное издание.
- Поделиться с друзьями
- Поделиться
- Поделиться
- Твитнуть
- Поделиться