Верьте в своего ребенка!
Сфера образования – одна из самых горячо обсуждаемых тем в настоящее время. Причин тому много: меняются образовательные стандарты, которые не все знают на местах, многие перешли на дистанционную форму образования и в связи с коронавирусом, и со многими другими факторами. В зимнем номере журнала «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения» этот вопрос широко рассмотрен в рубрике «Диалоговая площадка».
Как учатся дети с ДЦП? Какие проблемы у них в этой сфере? Что нужно улучшить? Об этом мы пытались поговорить со многими родителями, но не все они шли на контакт. Многие говорили, что с учебой у них все хорошо, лишь некоторые приоткрыли “занавес” правды.
На самом деле устроить ребенка с ДЦП в школу, чтобы он получил достойное образование крайне сложно. Часто звучащие от представителей сферы образования слова: инклюзия, доступная среда, на равных — на деле оказываются просто галочками в очередном отчете. Одни родители сдаются, а другие идут вперед и невероятными усилиями добиваются для своих детей выполнения всех условий, необходимых для получения образования. Это вовсе не обязательно должны быть школы-интернаты или коррекционные школы. Есть дети с ДЦП, которым посильна и самая обычная школа. Если состояние ребенка чуть тяжелее, то ему подойдет надомное обучение. Но при такой форме обучения важны другие способы интеграции ребенка в социум.
Почему часто родителям отказывают в зачислении «особенного» ребенка в обычную школу?
- Далеко не все врачи медико-социальной комиссии признают ребенка с ДЦП обучаемым, так же как и психолого-медико-педагогическая комиссия.
- Проблема, которая зачастую не позволяет обучаться детям с ДЦП в школе заключается в том, что таким детям нужно уделять особое внимание, а учитель не может бросить 25 школьников, ради одного. Выход из этой ситуации есть, но очень непростой.
- В больших городах, когда в одну и ту же школу поступают несколько детей хотя бы с похожими диагнозами, создается один класс. Если это невыполнимо, особенно в маленьких населенных пунктах, то к ребенку с ДЦП должен присоединяться тьютор, специалист, который помогает школьнику во всем. Об этом мы тоже говорили в «Диалоговой площадке», которую можно прочитать в печатной версии журнала “Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения”.
Сложившуюся в сфере образования детей с ОВЗ ситуацию прокомментировал для нас консультант «Горячей линии» РООИ «Перспектива», адвокат Валентина Фролова:
“Образование имеет ключевое значение для развития и социальной интеграции ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равное с другими людьми право на образование. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается. Дети с инвалидностью не только не могут быть исключены из системы образования, но и имеют право на создание необходимых условий для включения в нее на основе равенства с другими детьми. Любые действия и решения, принимаемые органами власти и администрацией образовательных организаций, должны быть основаны на указанных выше принципах.
Родители имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования, по какой форме будет обучаться ребенок, и какая организация будет осуществлять образовательную деятельность. Эта гарантия в равной мере распространяется на всех родителей, включая родителей детей с инвалидностью. Вы имеете право решать: очно или заочно обучать своего ребенка, индивидуально или в коллективе сверстников. Вы также имеете право выбирать образовательную организацию, в которую ребенка обязаны зачислить при наличии свободных мест.
Право на выбор формы получения образования и формы обучения должно быть реальным. Если в вашем городе или регионе выбирать просто не из чего, очевидно, что реализовать это право вы не сможете. Поэтому местные и региональные власти обязаны рассчитывать потребность - сколько мест для обучения детей с инвалидностью необходимо обеспечить - и создавать для этого все необходимые условия в разных школах. Сюда относятся не только специальные, но и «обычные» общеобразовательные школы. Как правило, именно они являются для семей территориально доступными.
Только наличие достаточного количества действительно доступных вариантов даст родителям возможность принять решение относительно всех аспектов образования ребенка. В противном случае родители делают «выбор» вынужденно, под влиянием обстоятельств, зачастую выбирая единственно возможный вариант обучения ребенка в конкретном городе или районе. Например, в некоторых случаях, выбирая надомную форму обучения, родители вынуждены руководствоваться не объективно тяжелым состоянием здоровья обучающихся, а неспособностью школ создать все необходимые условия для их очного обучения. Получается, что дети, которые могли бы успешно обучаться очно в классе, искусственно изолируются от сверстников дома. Такого быть не должно.”
В любом случае, на каком бы варианте обучения ребенка вы не остановились, всегда помните три важных момента.
Первый - у каждого свой круг возможностей и способностей. Не стоит перегружать ребенка, желая, чтобы тот во всем сразу раскрылся. Всему свое время.
Второй - правильный план занятий и вера в своего ребенка — главная помощь.
И третий – всегда надо смотреть в будущее. Если ребенок прикован к коляске, у него спастичная речь и плохо работают руки, это вовсе не значит, что у него нет будущего. В век высоких технологий возможно все - даже получение высшего образования.
Качественная терапия и занятия с грамотными педагогами дают ребенку большие шансы на успешное будущее. Нужно просто верить в своего ребенка, передавая эту веру ему.
Для того, чтобы вы не запутались в море информации, прилагаем небольшой чек-лист, по которому вы сможете сориентироваться и подготовить своего ребенка к получению среднего образования наилучшим для него образом.
- Для подтверждения права детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. На основании заключения ПМПК образовательная организация создает условия обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Для проведения психолого-педагогического обследования вам понадобятся:
- заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования;
- свидетельство о рождении ребенка;
- для детей старше 14 лет — паспорт;
- паспорт родителя или законного представителя;
- документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка;
- справка бюро медико-социальной экспертизы;
- индивидуальная программа реабилитации;
- письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Автор: Мария Селихова
- Поделиться с друзьями
- Поделиться
- Поделиться
- Твитнуть
- Поделиться