Выбор профессии при ДЦП: желания и возможности
В этом номере журнала “Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения” в рубрике «Диалоговая площадка» мы раскроем тему среднего профессионального и высшего образования для людей с ДЦП. Наши герои расскажут всем нам о своем опыте получения образования в вузах. Сейчас эта тема особенно актуальна, когда в Правительстве РФ уже задумываются о смене системы образования, точнее некоторые пункты вернут к старой системе. Как говорил один ученый: “не нужно изобретать велосипед, просто оглянитесь в прошлое”.
Для каждого нашего героя – это большой шаг вперед. Пусть даже он получили не ту профессию, о которой он мечтал, но проходя какие-то сложности и препятствия, он все же добиваются своего, получая диплом той или иной специальности. Для людей с диагнозом ДЦП, даже с легкой формой – это настоящая победа. Ведь чего стоит правильно сдать ЕГЭ, если этот экзамен даже не под силу некоторым здоровым, то что уж говорить о людях с ограниченными возможностями, которые особенно чувствительны к стрессу. У них часто сразу усиливается спастика и гиперкинезы. После поступления в вуз, у “особых” студентов начинается следующая череда преодолений препятствий, в том числе и психологические барьеры.
Конечно, наша система образования не во всех вузах готова к принятию студентов с ДЦП. Это огромное препятствие. Далеко не все педагоги умеют правильно подойти к человеку с инвалидностью и порой возникает неприязнь с обеих сторон, даже если студент старается найти выход с помощью высоких технологий и получается точь в точь, как если бы он это делал как все, зачастую преподаватель не принимает его работу, так как у педагога старая “закалка”. К сожалению, многие студенты не выдерживают такого напора “мол, зачем мне этим заниматься профессионально, если я могу этим заниматься не заканчивая вуз?”. В результате, переводятся туда, где им более доступно.
К сожалению, проблема даже в дистанционной форме обучения. Очень часто в таких вузах студентам дают только лекции, а потом открываются зачеты и экзамены по этим лекциям, вопросы которых не соответствуют тому материалу, который человек изучал. Такое самообразование подходит далеко не всем людям с инвалидностью. И не потому, что они что-то не усваивает, а опять же играет огромную роль та система образования, которую выбрал данный вуз. И очень редко я встречаю такие дистанционные учебные учреждения, где помимо лекций и заданий, есть еще прямое общение с преподавателями через вебинары и которые заинтересованы в том, чтобы из института выпустился настоящий специалист своего дела.
Об этом и о многом другом вы можете прочитать в нашем журнале.
На данный момент мы побеседовали с 7-мью участниками. Их истории, как всегда бывает в нашей рубрике, очень разные и жизненные. Мы задавали вопросы о том, как они учились в школе, получили ли они потом профессию своей мечты или поступили туда, где было для них доступно и какие сложности были у них в вузах. Один участник меня удивил тем, что он справился с разной школьной программой, так как учился в Баку, но долгое время проходил реабилитацию в Москве, где совершенно другая программа и даже некоторые предметы были для него новыми. Несмотря на это сейчас он закончил среднее профессиональное образование, потом получил два диплома ГБУ "НПРЦ", где и сейчас продолжает свое образование у мастеров. Это только один пример.
Истории участников диалоговой площадке могут стать живым примером для тех, кто думает об образовании после школы. И те, кто считает, что это нереально, поймут, что в век высоких технологий реально все, лишь бы была поставлена цель.
Читайте нашу рубрику в журнале «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения», подписываясь на печатное издание.
- Поделиться с друзьями
- Поделиться
- Поделиться
- Твитнуть
- Поделиться